8 (7112) 50-86-31
Қ.Жұмағалиев (Фрунзе) көшесі, 20/1 zhaik_yni@mail.ru

2023 жылдың І жартыжылдығына жазылу басталды!

«Жайық үні-Жизнь города» газетіне жазылыңыз!

Бізбен бірге болыңыз!

 

 

8 (7112) 50-86-31
Қ.Жұмағалиев (Фрунзе) көшесі, 20/1 zhaik_yni@mail.ru
04 Ақпан 2019 1534 0
Қоғам

ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Становление глобального рынка труда предъявляет новые требования к качеству подготовки специалиста. И на первое место выходит актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Качество – это степень соответствия выпускника предъявленным требованиям рынка труда.

Современные интерпретации многообразия моделей высшей школы свидетельствуют о том, что образование вышло за внутринациональные рамки. Это предполагает поиск образовательных стратегий в общемировом измерении, позволяющих формировать единое образовательное пространство на принципах интернационализации, институционализации, интеграции социумов, культурной конвергенции, общности целей и ценностей. Примером реализации такой стратегии служит Болонская модель, которая становится доминирующей для общеевропейского образовательного пространства.

В нашей республике были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений. В связи с этим Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем принял ряд мер по ознакомлению и разъяснению  законодательной базы обеспечения образовательного процесса.

22-23 ноября 2018 года в обучающем семинаре на тему «Академическая политика вузов Казахстана в условиях современных трендов высшего образования», организованной Департаментом высшего и послевузовского образования совместно с центром Болонского процесса и академической мобильности, приняли участие проректор по стратегическому планированию О.Кульпеисова, руководитель отдела управления учебным процессом М.Ержанов и заведующий кафедрой экономики и менеджмента С.Искаков.

Вместе с тем ряд представителей кафедр были участниками обучающего семинара «Формирование, обновление и усовершенствование образовательных программ по направлениям бакалавриата и магистратуры», проведенного 27-30 ноября 2018 года  на базе Атырауского государственногот университета им. Х.Досмухамедова.

В целях повышения уровня компетентности заведующих кафедрами, членов академических комитетов и ППС  в вопросах разработки образовательных программ, использования инновационных технологий в учебном процессе в течение учебного года будут проведены ежемесячные обучающие семинары на базе      КазУИиТС.

Как было отмечено в интервью вице-министра А.Аймагамбетова министерством образования и науки РК данные меры приняты с целью повышения качества образования и предоставления вузам академической, управленческой и финансовой самостоятельности. Какие изменения привносят в деятельность вуза принятые нормативно-правовые акты?

С принятием поправок в Закон РК «Об образовании» решился вопрос по системному обновлению вузовских образовательных программ.  Теперь в университетах больше не будет типовых учебных программ, кроме общеобразовательных дисциплин, таких как философия, казахский и английский языки, современная история Казахстана, IT и т. п.  80% учебной программы вузы смогут формировать самостоятельно. Главным для вузов теперь являются профессиональные стандарты и требования работодателей, на основе которых и будут создаваться будущие образовательные программы.

Будет изменена процедура лицензирования. Теперь лицензирование учебных заведений будет по направлениям, которые включают целый ряд образовательных программ, а не по отдельным специальностям, что позволит вузам быстро реагировать на запросы и конъюнктуру рынка. Соответственно, и новый классификатор направлений подготовки уже не будет документом, строго регламентирующим перечень всех специальностей, по которым могут готовить вузы. В нём будут указаны в укрупнённом виде лишь области и перечни направлений подготовки, а сами образовательные программы будут разрабатываться и реализовываться вузами самостоятельно и затем включаться в реестр.

Академическая честность. В типовые правила деятельности вузов впервые введена  норма по обязательной проверке всех письменных работ студентов на заимствования и оригинальность – антиплагиат. Все рефераты, курсовые или дипломные работы отныне обязательно должны будут проходить такую проверку. За нарушение принципов академической честности предусмотрены санкции вплоть до отчисления студента из вуза. Вузы должны разработать и внедрить Кодексы академической честности.

Академическая требовательность. Ректорами ведущих вузов страны, такими как КазНУ им. аль-Фараби, Нархоз, КазГЮУ и др.,  было инициировано создание Лиги академической честности. Эти вузы добровольно, в числе прочих мер, приняли на себя обязательства по ужесточению требований по оценке учебных достижений студентов. Именно низкая академическая требовательность к студентам является одной из проблем в системе вузовского образования.

Сертификация выпускников вузов – одна из системных мер по обеспечению качества. Независимая система сертификации, являющаяся одним из важных элементов Национальной системы квалификаций, направлена на оценку компетенции выпускников, в результате которой присваивается квалификация.

Поэтому для оценки результатов обучения и уровня подготовленности дипломированному студенту необходимо будет пройти сертификацию, прежде чем устроиться на работу. Это позволит работодателям удостовериться в соответствии компетенции кандидата на претендуемую профессию и квалификацию.

Рейтинг образовательных программ. Важное значение имеет вводимый рейтинг образовательных программ вузов, который проводится РПП «Атамекен» совместно с работодателями. Абитуриент при выборе вуза будет теперь ориентироваться на рейтинг работодателей. Показатели данного рейтинга в свою очередь будут полезными и для принятия управленческих решений.

Управленческая автономия вузов. В рамках новых изменений в законодательство порядка 16 компетенций переданы от министерства вузам. Это позволит вузам оперативно принимать решения на своём уровне.

Например, компетенция по утверждению квалификационных требований к ППС предана вузу. Это позволит более активно привлекать кадры с производства и устанавливать им соответствующую оплату и т. д. В то же время, давая большие полномочия вузам, усилены возможности влияния органов корпоративного управления (наблюдательных советов/советов директоров), которые теперь наделены широкими полномочиями.

Важным показателем становится трудоустройство выпускников. Если у вуза по тем или иным специальностям низкий процент трудоустройства выпускников, министерство будет забирать приложения к лицензии по этим специальностям.

В целом, внесенные изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений работают на обеспечение качества высшего образования.

Галия ЖУСУПКАЛИЕВА, проректор по учебно-методической работе НОК «КазИИТУ»

 

Версия для печати

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Соңғы жаңалықтар
Мәдениет
Сабаздың рухын жаңғыртты!
11 Мамыр 2024
474 0
Қалалықтар қаперіне
Үйлердің құрылысын жеделдетуді тапсырды
09 Мамыр 2024
553 0
Құттықтаймыз!
Жеңіс күнімен құттықтады
09 Мамыр 2024
555 0
Қалалықтар қаперіне
Саяжай тұрғындары үйлеріне орала бастады
09 Мамыр 2024
592 0
Бәрекелді!
Жоғары әскери шен берілді
09 Мамыр 2024
607 0
Еске алу
Батырлар рухына тағзым етті
05 Мамыр 2024
977 0
Қалалықтар қаперіне
Бірді-бірге соғыстырып, күнәға батпайтын!
03 Мамыр 2024
1103 0
Қалалықтар қаперіне
«Қазавтожолдың» техникалары өз облысына қайтты
03 Мамыр 2024
1138 0
Қалалықтар қаперіне
Жалған ақпарат таратқандар жазаланды
30 Сәуір 2024
1414 0
Қоғам
Қаржылық сауаттылық қажет пе?
30 Сәуір 2024
1423 0
Оқиға
Тұрғын үй өртенді
29 Сәуір 2024
1553 0
Қалалықтар қаперіне
Өз үйлерін тексере алады
26 Сәуір 2024
1847 0
Қалалықтар қаперіне
Құжаттандыру бойынша көмектесуде
25 Сәуір 2024
1946 0
Қоғам
Мемлекет шығынды түгел өтейді
25 Сәуір 2024
1971 0
Мезгіл мәселесі
Су тасқынына қатысты кейінгі деректер
23 Сәуір 2024
2182 0
«Мемлекеттік бағдарламалар»

Қазақстан Республикасының үдемелі индустриялық-инновациялық дамуының 2010-2014 жылдарға арналған МЕМЛЕКЕТТІК БАҒДАРЛАМАСЫ

Қазақстан Республикасының денсаулық сақтау саласын дамытудың 2011 – 2015 жылдарға арналған «Саламатты Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011 – 2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011 – 2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011 – 2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011 – 2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы

Қазақстан Республикасының үдемелі индустриялық-инновациялық дамуының 2010-2014 жылдарға арналған МЕМЛЕКЕТТІК БАҒДАРЛАМАСЫ

Қазақстан Республикасының денсаулық сақтау саласын дамытудың2011 – 2015 жылдарға арналған «Саламатты Қазақстан»
мемлекеттік бағдарламасы

«Ғаламтор ресурстары»