ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Становление глобального рынка труда предъявляет новые требования к качеству подготовки специалиста. И на первое место выходит актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Качество – это степень соответствия выпускника предъявленным требованиям рынка труда.
Современные интерпретации многообразия моделей высшей школы свидетельствуют о том, что образование вышло за внутринациональные рамки. Это предполагает поиск образовательных стратегий в общемировом измерении, позволяющих формировать единое образовательное пространство на принципах интернационализации, институционализации, интеграции социумов, культурной конвергенции, общности целей и ценностей. Примером реализации такой стратегии служит Болонская модель, которая становится доминирующей для общеевропейского образовательного пространства.
В нашей республике были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений. В связи с этим Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем принял ряд мер по ознакомлению и разъяснению законодательной базы обеспечения образовательного процесса.
22-23 ноября 2018 года в обучающем семинаре на тему «Академическая политика вузов Казахстана в условиях современных трендов высшего образования», организованной Департаментом высшего и послевузовского образования совместно с центром Болонского процесса и академической мобильности, приняли участие проректор по стратегическому планированию О.Кульпеисова, руководитель отдела управления учебным процессом М.Ержанов и заведующий кафедрой экономики и менеджмента С.Искаков.
Вместе с тем ряд представителей кафедр были участниками обучающего семинара «Формирование, обновление и усовершенствование образовательных программ по направлениям бакалавриата и магистратуры», проведенного 27-30 ноября 2018 года на базе Атырауского государственногот университета им. Х.Досмухамедова.
В целях повышения уровня компетентности заведующих кафедрами, членов академических комитетов и ППС в вопросах разработки образовательных программ, использования инновационных технологий в учебном процессе в течение учебного года будут проведены ежемесячные обучающие семинары на базе КазУИиТС.
Как было отмечено в интервью вице-министра А.Аймагамбетова министерством образования и науки РК данные меры приняты с целью повышения качества образования и предоставления вузам академической, управленческой и финансовой самостоятельности. Какие изменения привносят в деятельность вуза принятые нормативно-правовые акты?
С принятием поправок в Закон РК «Об образовании» решился вопрос по системному обновлению вузовских образовательных программ. Теперь в университетах больше не будет типовых учебных программ, кроме общеобразовательных дисциплин, таких как философия, казахский и английский языки, современная история Казахстана, IT и т. п. 80% учебной программы вузы смогут формировать самостоятельно. Главным для вузов теперь являются профессиональные стандарты и требования работодателей, на основе которых и будут создаваться будущие образовательные программы.
Будет изменена процедура лицензирования. Теперь лицензирование учебных заведений будет по направлениям, которые включают целый ряд образовательных программ, а не по отдельным специальностям, что позволит вузам быстро реагировать на запросы и конъюнктуру рынка. Соответственно, и новый классификатор направлений подготовки уже не будет документом, строго регламентирующим перечень всех специальностей, по которым могут готовить вузы. В нём будут указаны в укрупнённом виде лишь области и перечни направлений подготовки, а сами образовательные программы будут разрабатываться и реализовываться вузами самостоятельно и затем включаться в реестр.
Академическая честность. В типовые правила деятельности вузов впервые введена норма по обязательной проверке всех письменных работ студентов на заимствования и оригинальность – антиплагиат. Все рефераты, курсовые или дипломные работы отныне обязательно должны будут проходить такую проверку. За нарушение принципов академической честности предусмотрены санкции вплоть до отчисления студента из вуза. Вузы должны разработать и внедрить Кодексы академической честности.
Академическая требовательность. Ректорами ведущих вузов страны, такими как КазНУ им. аль-Фараби, Нархоз, КазГЮУ и др., было инициировано создание Лиги академической честности. Эти вузы добровольно, в числе прочих мер, приняли на себя обязательства по ужесточению требований по оценке учебных достижений студентов. Именно низкая академическая требовательность к студентам является одной из проблем в системе вузовского образования.
Сертификация выпускников вузов – одна из системных мер по обеспечению качества. Независимая система сертификации, являющаяся одним из важных элементов Национальной системы квалификаций, направлена на оценку компетенции выпускников, в результате которой присваивается квалификация.
Поэтому для оценки результатов обучения и уровня подготовленности дипломированному студенту необходимо будет пройти сертификацию, прежде чем устроиться на работу. Это позволит работодателям удостовериться в соответствии компетенции кандидата на претендуемую профессию и квалификацию.
Рейтинг образовательных программ. Важное значение имеет вводимый рейтинг образовательных программ вузов, который проводится РПП «Атамекен» совместно с работодателями. Абитуриент при выборе вуза будет теперь ориентироваться на рейтинг работодателей. Показатели данного рейтинга в свою очередь будут полезными и для принятия управленческих решений.
Управленческая автономия вузов. В рамках новых изменений в законодательство порядка 16 компетенций переданы от министерства вузам. Это позволит вузам оперативно принимать решения на своём уровне.
Например, компетенция по утверждению квалификационных требований к ППС предана вузу. Это позволит более активно привлекать кадры с производства и устанавливать им соответствующую оплату и т. д. В то же время, давая большие полномочия вузам, усилены возможности влияния органов корпоративного управления (наблюдательных советов/советов директоров), которые теперь наделены широкими полномочиями.
Важным показателем становится трудоустройство выпускников. Если у вуза по тем или иным специальностям низкий процент трудоустройства выпускников, министерство будет забирать приложения к лицензии по этим специальностям.
В целом, внесенные изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений работают на обеспечение качества высшего образования.
Галия ЖУСУПКАЛИЕВА, проректор по учебно-методической работе НОК «КазИИТУ»
Версия для печати
Пікір үстеу