ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым 21 января 2019 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» (далее – Закон).
Принятый Закон направлен на реализацию посланий народу Казахстана от 31 января 2017 года и 5 октября 2018 года. Законом внесены поправки в 42 законодательных акта, в том числе 11 кодексов.
В первую очередь поправки в законодательстве направлены на усиление защиты права собственности. Изменения коснулись банковской сферы для обеспечения имущественных прав сторон по договорам займов.
В Законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» устанавливается запрет на взимание: двойных комиссий за ведение банковского счета и за выдачу займа при открытии такого счета; и вознаграждения, начисленного по истечении 180 дней просрочки по ипотечным займам. В Налоговом кодексе, Кодексе «О браке (супружестве) и семье» и Законе «О платежах и платежных системах» предусмотрен запрет на обращение взыскания средств на алиментные платежи на содержание детей со специальных счетов, открываемых для алиментных платежей. Закон, защищая интересы физических лиц – заемщиков, попавших в трудное финансовое положение, вводит ограничения на изъятия денег с банковского счета заемщика-должника в счет уплаты его задолженности, и устанавливает лимит остатка денежных средств на счете, соответствующий месячному прожиточному минимуму.
По внесенным поправкам в Законе «Об ипотеке недвижимого имущества» для должника-заемщика введен трехмесячный срок для самостоятельной реализации заложенного недвижимого имущества. Также поправки создают условия для обеспечения равноценного возмещения при изъятии земельных участков для государственных нужд. Так, в Законе «О государственном имуществе» устанавливается, что размер возмещения будет определяться по рыночной стоимости. До настоящего времени стоимость изымаемого участка определялась по кадастровой цене либо стоимости, предусмотренной в гражданско-правовом договоре или решении суда. Помимо этого, процедурно урегулирован вопрос предоставления иного равноценного земельного участка в пределах населенного пункта, в котором осуществляется принудительное изъятие. В настоящее время взамен изымаемого земельного участка предусмотрена возможность представления другого земельного участка, однако не регламентирован сам порядок такого предоставления. При этом устанавливается, что расходы, связанные с предоставлением равноценного земельного участка собственнику взамен изъятого у него в пользу государства участка, несут акиматы. Для исключения фактов необоснованной конфискации имущества законом вводится в компетенцию органа досудебного расследования обязанность доказывать и обосновывать преступное происхождение имущества, подлежащего конфискации по уголовному делу.
Также документом вводится единый институт арбитража, в рамках которого частные правовые споры будут решаться независимо от наличия в них международного элемента. Данное нововведение призвано оказать положительное влияние на процесс укрепления и развития системы внесудебного разрешения споров. В числе поправок также содержится исключение требования по применению законодательства Казахстана при рассмотрении арбитражами спора, одной из сторон которого являются государственные органы, государственные предприятия, субъекты квазигосударственного сектора. Кроме того, предлагается подчинение всех процедур и правил арбитражного разбирательства соглашению сторон, регламенту арбитража, а в их отсутствие закону той страны, где имел место арбитраж.
В целях оптимизации судебной нагрузки законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие передачу: десяти дел, рассматриваемых судом в порядке упрощенного (письменного) производства, в приказное производство, нотариусу для совершения исполнительной надписи девяти бесспорных требований, по которым выносится судебный приказ.
Также введены изменения в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Они коснулась в части санкционирования постановлений судебных исполнителей.
Данные изменения имеют два этапа вступления в законную силу. Первый этап, который вступил в законную силу 3 февраля текущего года, исключает санкционирование постановлений судебного исполнителя о наложении ареста на имущества должника. На втором этапе, который вступает в законную силу с 24 апреля 2019 года, предусмотрены следующие изменения: если по действующему законодательству санкционирование постановлений судебного исполнителя осуществлялось только судом, то теперь санкционирование будет осуществляться судом или прокурором. Также увеличился срок рассмотрения материалов с 1 дня до 3-х рабочих дней.
Кроме того, из 16 постановлений частных судебных исполнителей, подлежащих ранее санкционированию, исключена обязанность судебного исполнителя в получении санкции на следующие виды постановлений:
– наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (за исключением банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также страховых организаций);
– изъятие движимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;
– запрещение должнику совершать определенные действия, в том числе запрещение органам юридического лица принимать решения, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица;
– запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем;
– опечатывание имущества должника;
– изъятие правоустанавливающих документов;
– запрещение другим лицам передавать имущество, в том числе деньги, должнику или выполнять по отношению к нему иных действий;
– обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Остальные постановления будут санкционироваться прокурором:
– наложение ареста на деньги и имущество должника, находящиеся в банках, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях;
– изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;
– изъятие правоустанавливающих документов;
– обращение взыскания на имущество должника;
– обращение взыскания на долю в общем имуществе.
Судом будут санкционироваться только постановления: о принудительном приводе должника, о временном ограничении на выезд должника и о приостановлении временного ограничения на выезд должника.
Следует отметить, что в новой редакции Закона об исполнительном производстве более подробно изложен порядок и основания для привода должника в виде дополнения в закон статьи 35-1.
Согласно пункта первого названной статьи «При неявке по вызову без уважительных причин должник может быть подвергнут приводу в случаях: привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа и для разъяснения должнику и другим лицам порядка и срока обжалования действий судебного исполнителя, а также разъяснения должнику или хранителю имущества их обязанности по хранению и об ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие переданного на хранение имущества. При этом не подлежат приводу несовершеннолетние, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
В настоящее время, постановления судебных исполнителей санкционируются судами в автоматизированном режиме, через системы судов – «Төрелік» и органов юстиции – «АИС ОИП». В данное время с органами прокуратуры у судебных исполнителей отсутствует электронное взаимодействие, в этой связи в законе предусмотрена отлагательная норма, которая предусматривает, что изменения касающиеся передачи функции санкционирования от суда в прокуратуру вводятся в действие по истечению трех месяцев с момента официального опубликования закона – с 24.04.2019 года. За эти три месяца предстоит провести весь необходимый объем работ по адаптации систем прокуратуры и нашей системы по внедрению функционала электронного санкционирования.
Считаем, что вышеперечисленные ряд внесенных поправок в Законы призваны способствовать укреплению государственности, эффективной защите прав и свобод граждан и обеспечению высокого уровня доверия населения.
Азамат Бурамбаев, председатель суда №2 г.Уральска
Версия для печати
Пікір үстеу